?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Сила в правде




На вопросы отвечает

директор белградского Центра геостратегических исследований

Драгана Трифкович


– Г-жа Трифкович, как вам видится нынешняя ситуация в мире?

– Сейчас становится всё более ясно, что мы теперь живем не в однополярном мире. По крайней мере, можно констатировать, что трансформация пошла и этот процесс уже невозможно остановить. Всё началось в 2008 году с вооруженной агрессии грузинской армии в Южной Осетии при всесторонней поддержке Вашингтона. Это стало переломным моментом в новейшей истории. А сегодня мы видим, что США перестали быть той силой, которая претендовала на безраздельное мировое господство после распада Советского Союза. Не последнюю роль в этом сыграла Россия, вернувшаяся в число крупнейших мировых держав, без участия которых невозможно решать международные проблемы, предотвращать или останавливать конфликты. Яркий пример этому – развитие ситуации на Ближнем Востоке.






Безусловно, Соединенные Штаты не готовы с этим мириться. Там, где встречают серьезное сопротивление, США стараются максимально дестабилизировать обстановку и организовать управляемый хаос, ведут гибридные войны. Это мы можем наблюдать сегодня на Украине. И хотя ситуация в мире сложная, думаю, что она близка к своему разрешению. В частности, активное подключение России к борьбе с радикальной террористической организацией «Исламское государство» позволяет впервые за долгое время решить проблему не так, как практикуют США. Влияние государств БРИКС, а также других стран, которые, пусть даже условно, но можно причислить к их союзникам, будет неизбежно расти. Причем ключевую роль в развитии этого движения может и должна сыграть именно Россия.

– Как вы считаете, чем всё может закончиться на Украине и на Ближнем Востоке?

– Кризис на Украине – целенаправленно реализуемый проект Соединенных Штатов. Цель США – разделить Евросоюз и Россию, чтобы держать под своим контролем ситуацию в Европе и ослабить Россию. Не секрет, что Евросоюз и Россия стремятся к развитию сотрудничества и углублению взаимодействия. А конфликт вокруг Украины позволяет США разъединить их, параллельно отвлекая Россию от событий на Ближнем Востоке.

В случае с Украиной главную роль может и должен сыграть Евросоюз и, в частности, Германия, если они, конечно, перестанут слепо выполнять указания Соединенных Штатов. Можно надеяться, что будет именно так. Потому что странам Евросоюза, в общем-то, понятно, что проблемы, с которыми сталкивается ЕС из-за украинского – как, впрочем, и из-за ближневосточного конфликта, – невозможно решить с Вашингтоном. Европа начинает прозревать. Она научена горьким опытом, что все проблемы, связанные с цветными революциями, государственными переворотами, бомбардировками и санкциями, которые европейцы вынуждены были поддерживать под давлением США, бумерангом возвращаются именно в Европу.

Что касается ближневосточного конфликта, то здесь прежде всего нужно помочь легитимным властям Сирии в борьбе с терроризмом, а затем мирным путем решать политические проблемы в этой стране и регионе в целом. Этим уже занимается Россия, которая, по-видимому, и останется здесь главной движущей силой. Однако нужно понимать, что проблемы, созданные США на Ближнем Востоке и в Северной Африке, скорее всего, придется решать всем миром. Ведь потребуется восстановление инфраструктуры и хозяйства не только разрушенной Сирии, но и других стран, среди которых Ливия, Ирак, Афганистан, Йемен. Так или иначе, но участвовать в этом придется и Евросоюзу, так как в противном случае поток беженцев из лежащего в руинах региона будет нарастать и дальше.

Под внешним управлением

– А что происходит на Балканах, и в частности в Сербии?

– Положение Балкан, мягко говоря, незавидное. За последние десятилетия при активной поддержке США Евросоюзом или при всестороннем участии ЕС практически уничтожена экономика большинства государств, входивших в Югославию, а также таких стран, как, допустим, Болгария, Греция и Румыния. Вступление целого ряда балканских государств в НАТО и Евросоюз не сделали их богаче, напротив – они стали намного беднее. Все они де-факто потеряли свой суверенитет, их промышленность и сельское хозяйство уничтожены, внутренний рынок захвачен импортными товарами и продуктами, произведенными в Китае, Турции и странах Западной Европы, финансовая система перешла под контроль иностранцев, стремительно падает рождаемость, растет смертность. К примеру, в Болгарии становится всё сложнее найти овощи местного производства, зато в изобилии есть турецкие, испанские и даже немецкие. Лет 20 назад этого нельзя было себе даже представить, а сейчас это реальность. В результате уже в обозримой перспективе многим балканским народам реально грозит вымирание и полное исчезновение. Люди, которые не хотят с этим соглашаться, не видят здесь будущего для себя, своих детей и внуков и зачастую покидают родину в поисках лучшей жизни.

Что касается Сербии, то она одной из первых пострадала от политики агрессивного насаждения миру «американской демократии», проводимой Западом. Причем сербов начали уничтожать вовсе не мирными способами, как, допустим, болгар. Поскольку мы активно сопротивлялись, нам устроили не только промывку мозгов и цветные революции, но гражданские войны и бомбардировки НАТО. В результате США уничтожили Югославию и создали на ее развалинах множество небольших карманных государств, которые проще контролировать извне. А сербы вслед за русскими превратились в один из самых разделенных народов в мире. Запад активно добивался этого, начиная с распада СССР, когда США уже никто не мог остановить. Они бомбили нас, подкупали и целенаправленно дискредитировали наших политиков и дипломатов. Весь цивилизованный мир Запада консолидировался, чтобы сделать нас «лучше», обманывая, убивая и порабощая нас. Помочь нам тогда оказалось просто некому. И им удалось сломить сопротивление. Мы устояли под бомбардировками, но на политическом поле Запад нас переиграл, убрав все действительно патриотические силы со сцены и уничтожив их лидеров. Из наших героев и патриотов сделали международных преступников, а из международных преступников и откровенных предателей – наших новых «героев». Все, кто выступал против интересов Сербии и сербского народа, пришли к власти и правят страной в интересах США и Евросоюза при их всесторонней поддержке. Именно они уже около 15 лет безраздельно контролируют политическое поле Сербии. Впрочем, аналогичная ситуация и во всех государствах бывшей Югославии, а также в других балканских странах. Под контролем Запада находится весь регион – это наша страшная реальность.

Естественно, народ у нас старался по мере возможностей и сил бороться с агрессией Запада. Но, к сожалению, становилось только хуже. И к настоящему моменту даже самые деятельные люди впали в какую-то кому, они словно находятся под анестезией. Потому что не видят выхода и не понимают, что именно можно и нужно делать дальше, чтобы выжить и переломить ситуацию. Они не видят реальной альтернативы тому, что происходит, не ощущают поддержки и опускают руки.

Оппозиция у нас, конечно, есть и сейчас, но она очень слабая и малочисленная. Хотя надо отметить, что даже на эту куцую оппозицию идет жесткое давление, как со стороны прозападной сербской власти, так и со стороны собственно Запада, чтобы окончательно ее уничтожить. В Сербии сложилась такая ситуация, что на данный момент в стране выборами ничего нельзя решить, потому что честных выборов просто нет. Вместо реальных народных выборов мы получаем в лучшем случае – театр, в худшем – цирк. Вопрос заключается в том, что эту проблему нужно как-то решать, хотя пока никто не знает как именно. Нужно найти формулу противостояния западным технологиям насильственного установления в разных странах мира нелегитимной власти, которую Запад не только признает, но и всесторонне поддерживает, превращая ее во власть «легитимную» вопреки всякой логике. Главный вопрос – как вернуть легальный процесс формирования суверенной власти. Лично я верю, что в будущем мы найдем свой путь, но сейчас никакой реальной альтернативы тому, что у нас творится, нет.


Дисбаланс сил

– Сербию целенаправленно уничтожают. Помочь сербам могла бы Россия, но непонятно, чем можно помочь и кому именно. И что в такой ситуации делать?

– Нам нужно запустить интеграционные процессы, так как сербы оказались разбросаны по разным странам. И мы думаем, что в этом нам могла бы помочь Россия. Кроме того, нам нужно разработать, принять и начать реализацию программы экономического развития. Сербия обладает значительными ресурсами, и у нас всё еще остается потенциал развития по многим направлениям как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Впрочем, для этого требуются стабильные отношения с партнерами и долгосрочные контракты с потребителями. А также средства для восстановления хозяйства, которые можно было бы инвестировать в развитие Сербии на взаимовыгодной основе.

– Вы же понимаете, что всё это будет напрасно, если сербы проголосуют за Евросоюз? Думается, именно к этому всё и идет. По сути, именно из-за стремления в ЕС сербы уже потеряли Косово. Завтра от вас потребуют Воеводину, а возможно, и не только. Может случиться так, что к моменту вступления в Евросоюз от экономического хозяйства Сербии ничего не останется.

– Чтобы принять решение о вступлении Сербии в ЕС, необходимо провести всеобщий референдум. Но нужно понимать, что Запад десятилетиями ведет пропаганду и старается вселить в сербов уверенность в том, что ЕС – это благо. Конечно, большой помощи мы не видим, но в головах, даже благодаря незначительным, но частым событиям, откладывается информация о том, что Запад нам поможет. А обмануть неграмотных не так уж и сложно. При этом Россия вообще не проявляет признаков жизни. Вы хотите, чтобы было по-другому? Тогда не нужно ожидать каких-то преференций от прозападного сербского правительства. Я уверена, что Россия способна проявить себя более достойно, чем американцы и их европейские сателлиты. И поверьте, справедливая политика России без оглядки на Запад и прозападные сербские власти будет высоко оценена сербами. Со всеми вытекающими последствиями. Мы отлично понимаем, что балканской стратегии у России нет в принципе. Мы не чувствуем присутствия здесь России и ее интереса к региону, не видим ни реальных поступков, ни конкретных положительных результатов присутствия русских на Балканах.

– А как же участие Группы «Газпром» в акционерном капитале «Нафтна индустрија Србије» (НИС) и проект «Южный поток», закрытый во многом именно потому, что Сербия, как и Болгария, оказалась зависима от Евросоюза настолько, что просто не стала отстаивать свои национальные интересы?

– Проблема в том, что у вас есть хорошие проекты и предложения, но наш народ ничего не знает об этом. Он практически всегда получает информацию исключительно из западных и прозападных СМИ, которые традиционно негативно настроены по отношению к России и всему российскому. Они уже несколько десятилетий успешно используют технологии пропаганды западных ценностей и американской политики. Причем эти СМИ активно работают непосредственно в Сербии, на месте. А альтернативы им у нас просто нет. Потому что они поднимают не только глобальные проблемы, но и те вопросы, которые актуальны для нас здесь и сейчас. Но, естественно, так, как это нужно Вашингтону и Брюсселю. Наши патриоты пытаются этому противостоять, но силы слишком уж неравны. А Россия – молчит, ее просто нет в нашем информационном поле. Благодаря этому Запад манипулирует общественным сознанием, а простой народ не может понять, где правда, а где ложь.

Вторая проблема заключается в том, что власти Сербии целиком и полностью прозападные. Например, нынешний премьер Александр Вучич набирал голоса избирателей, позиционируя себя не иначе как большого патриота, а добившись власти, сразу же переметнулся в стан врага, заняв откровенно прозападные позиции. В публичных выступлениях он продолжает заявлять о своей приверженности патриотическим ценностям, клянется в любви к единственному настоящему союзнику Сербии – России, совершенно цинично и безо всякого зазрения совести обманывая людей, но своими реальными делами он доказывает совершенно обратное. Ведь именно на время его пребывания у власти пришлась фактическая сдача Косово и Метохии. Между этим южным сербским краем и Центральной Сербией создана государственная граница, на территории Космета уничтожены сербские органы государственного управления. В результате невозможно серьезно говорить о том, что край остается в составе Сербии. Де-факто это уже отдельное государство, хотя Вучич клялся и божился, что никогда не допустит этого.

«Южный поток» также был закрыт при деятельном участии Александра Вучича, его политических соратников и западных кураторов. Сербские власти обязаны были выразить свою четкую позицию в отношении этого проекта, так как этого требовали национальные интересы Сербии. Было удивительно наблюдать, что это сделали, например, Венгрия и Австрия, но не Сербия, которая так ничего и не сказала. Вместо того чтобы заявить свою позицию, сербская власть дождалась, когда проект был закрыт с формулировкой «из-за неконструктивной позиции Болгарии и Евросоюза». Но давайте не будем забывать, что Болгария, в отличие от Сербии, входит не только в ЕС, но и в НАТО. И то, что могли и должны были сделать в этой ситуации сербские власти, болгарские сделать были просто не в состоянии. Но Вучич переложил всю ответственность на Болгарию, хотя сам ничего не сделал, чтобы хоть как-то повлиять на ситуацию. Или по крайней мере заявить позицию и дать таким образом сигнал потенциальным российским инвесторам в Сербию. А ведь «Южный поток» мог кардинально повлиять на улучшение экономической ситуации в нашей стране, не говоря уже о повышении энергетической безопасности Сербии.

Что касается участия Группы «Газпром» в акционерном капитале НИС, то сербские власти стараются получить от этого максимальный доход любыми возможными и доступными способами и средствами. Прежде всего – увеличивая налоговое бремя, наращивая фискальные сборы, отменяя льготы и преференции, пытаясь пересмотреть достигнутые ранее договоренности. В ход идет даже открытый шантаж, когда в сербских СМИ разворачивается кампания по дискредитации российских акционеров НИС, поднимается вопрос о якобы несправедливой и нечестной приватизации сербской компании русскими, а также предлагается пересмотреть итоги этой приватизации и просто отобрать НИС у «Газпрома». К сожалению, это действительно может случиться, хотя любому нормальному человеку понятно, что на экономике Сербии это отразится если не катастрофически, то в лучшем случае крайне отрицательно.

Самая большая проблема Сербии состоит в том, что ее судьба решается не в Белграде, а в Вашингтоне и Брюсселе, а народ просто не имеет возможности высказать свою волю.

Без вины виноватые

– Но неужели народ Сербии совсем не понимает, что происходит в действительности?

– Обвинить простых людей в том, что они не в состоянии разобраться, когда их обманывают, а когда – нет, проще всего. Главная проблема в том, что народ понимает очень многое, но не видит выхода из этой ситуации и, соответственно, ничего не может сделать. Потому что не знает, что именно и как нужно делать. Ведь не только СМИ, но и вся политическая система Сербии остается под жестким контролем Запада. И если бы, допустим, тот же Вучич действительно хотел проводить ту политику, о которой заявлял, то он никогда бы не стал премьером. Система работает так, что в нынешних условиях реальную оппозицию никто никуда не пропустит. Между тем народ убеждают в том, что решение всех наших проблем – вступление в ЕС. И некому объяснить, что в Евросоюзе не меньше проблем, чем в Сербии, и что они еще более сложны, чем наши. Негде и неоткуда узнать, чем выгоден нам «Южный поток» и почему участие российского капитала в НИС – это очень хорошо. Людям доступен только негатив про Россию и всё, что с ней связано. Фактически наша страна находится в плотной информационной блокаде. Кстати, всё это очень похоже на то, что происходит на Украине.

Но вернемся на Балканы. Если бы у России в нашем регионе были какие-то информационные ресурсы, через которые она транслировала бы свою четкую позицию по глобальным и локальным вопросам, тогда всё могло быть совсем по-другому. А так получается, что сербы не понимают политической и экономической стратегии России ни в мире, ни на Балканах, ни в Сербии. Информационный поток с Запада направлен в том числе и на убеждение людей в том, что Россия – это монстр, а всё, что связано с русскими, ужасно. Россия – это олигархи, бандиты, мафия и коррупция, которые грабят и свою собственную страну, и все государства, в которые они приходят. При этом приводятся конкретные примеры. Пусть это всё неправда, но Россия молчит. В итоге люди начинают сомневаться, а затем и верить в то, что говорит западная пропаганда.

– Во многом с вами можно согласиться. Но разве россияне должны рассказывать сербам, в чем, собственно, состоят национальные интересы Сербии, как сербам выжить и бороться за будущее, кто враг и кто друг? Уверен, что самим сербам нужно определиться с тем, что они вообще хотят. И тогда Россия могла бы помочь. Но сегодня таких сил, которым россияне могли бы помочь и на которые опереться, в Сербии не видно. Вы считаете, что на самом деле они есть? И как, по-вашему, Россия может помочь сербам?

– Таких сил действительно сегодня в Сербии нет. Потому что Запад целенаправленно работал десятилетиями над тем, чтобы их не было. Но если ничего не делать, то они и не появятся. И тут нам нужна конкретная помощь. Так, США и Западная Европа активно пропагандирует свою культуру, языки и щедро финансируют отдельные направления развития этого процесса. В частности, распространена работа с наиболее талантливыми и многообещающими представителями молодежи. Для них создаются максимально благоприятные условия обучения, выделяются стипендии, работают программы обмена студентами и так далее. Например, в Сербии есть масса организаций, занимающихся бесплатным обучением английскому или, допустим, немецкому языку. Россия этого практически не делает. Поэтому нужно работать в этом направлении. Надо развивать наши традиционные культурно-исторические связи. Поддерживать всё, что у нас общего. Например, было бы замечательно, если бы «Русский дом» в Белграде организовал бесплатные курсы русского языка и литературы для сербов. Потому что главная проблема для любого взаимодействия – языковой барьер. В Сербии сегодня очень мало тех, кто говорит по-русски. Особенно среди молодежи. Зато практически вся молодежь прекрасно знает английский.

Недоступно для понимания

– По вашему мнению, российские организации и компании, присутствующие в Сербии, уделяют недостаточно внимания укреплению российско-сербского взаимодействия?

– Боюсь, что здесь у нас больше вопросов, чем ответов. Нужно признать, что большинство компаний и организаций, представляющих у нас Россию, выступают скорее как чисто коммерческие организации, причем не российские, а международные. Например, нам совершенно непонятно, зачем Группа «Газпром» посредством рекламы финансирует телевизионный канал Б92, который ведет активную антироссийскую политику, постоянно транслирует передачи, разоблачающие Россию во всех аспектах ее жизнедеятельности, включая откровенные наезды на Владимира Путина, на Группу «Газпром» и так далее. Кстати, канал Б92 был одним из самых активных участников травли проекта «Южный поток». Но самое удивительное, что в перерывах между этими «разоблачениями» идет реклама «дочки» «Газпром нефти» – НИС. Вот скажите, как нам это понимать? Ведь за деньги, которые тратятся на эту сомнительную рекламу, в Сербии можно легко купить телевизионный канал целиком и продвигать через него российские ценности. Думаю, это обошлось бы даже дешевле. Нам непонятно, почему представители российских компаний в Сербии, включая Группу «Газпром», постоянно выступают за скорейшее вступление нашей страны в Евросоюз и активно поддерживают сербских политиков, занимающихся соответствующей пропагандой и явно работающих против интересов России и того же «Газпрома».

Большие вопросы у всех сербов вызывает и то, что в НИС работают люди, открыто выступающие не только против России, но и против Сербии. Например, жена Вука Драшковича – Даница Драшкович, которая занимает одно из кресел в руководстве НИС. Всем известно, что она требовала от Запада бомбить сербов, чтобы освободить нас от диктатуры Милошевича.

– Но ведь очевидно, что ее кандидатура была выдвинута вторым крупнейшим акционером НИС после «Газпром нефти» – Республикой Сербия, интересы которой представляет сербское правительство.

– Но российская сторона в этой ситуации могла бы потребовать другую кандидатуру. Как, например, при необходимости можно даже настоять на пересмотре кандидатуры посла одной страны в другую. Но этого почему-то не произошло, хотя совершенно ясно, что такие люди будут скорее препятствовать развитию компании. Причем за очень даже высокое по сербским меркам вознаграждение. Это вызывает у людей, мягко говоря, недоумение.

Впрочем, и это далеко не всё. В частности, нам непонятно, почему российские компании используют в Сербии латиницу. В России – кириллица, у нас – кириллица. Но на сербский рынок выходит, допустим, Сбербанк, который использует исключительно латиницу. Было бы понятно, если бы речь шла о Хорватии, где при поддержке Запада уничтожаются все следы пребывания сербов и в том числе идет кампания против кириллицы. Но в Сербии это выглядит как провокация или осмысленная поддержка западных ценностей и политики. Я не верю, что в России этого не понимают.

Но самое страшное, когда такие политики, как Александр Вучич, получают в ходе выборов активную публичную поддержку официальных представителей российских властей, таких как, например, посол России в Сербии. Дело в том, что у нас нет российского информационного канала, который оперативно бы доносил до сербов позицию России. Поэтому народ смотрит на посольство России, НИС и «Русский дом» в Белграде как на ретрансляторов этой позиции, то есть отождествляет с Россией, а значит – верит им. И голосует за Вучича. А тот приходит к власти – и выясняется, что он занимает либеральные прозападные позиции. А его политика сейчас ничем не отличается от того, что делали его предшественники, занимавшие сербский политический олимп. Ну разве что в худшую сторону.

Поэтому многие сербы растеряны, видя, что российские организации и даже представители власти ведут зачастую противоречащую здравому смыслу политику, которую можно расценить не только как антисербскую, но и как антироссийскую. Такие действия русских только подтверждают сомнения, возникающие у народа под воздействием западной пропаганды, направленной на дискредитацию России.

Предпосылки

– Могут ли последние изменения, происходящие в мире, положительно повлиять на ситуацию на Балканах, и в частности в Сербии?

– Уверена, что не только могут, но именно так и будет. К сожалению, сегодня у Сербии нет достаточных внутренних ресурсов, чтобы самостоятельно изменить сложившуюся ситуацию. Но здравомыслящие люди на Балканах еще остались, и их не так уж и мало. Безусловно, есть такие люди и в странах Евросоюза. И сейчас очень важно, чтобы новые изменения привели к созданию «новой» европейской элиты, в том числе и в Сербии. Элиты, которая будет отстаивать суверенные права своих государств, учитывая интересы других стран исключительно в контексте собственных национальных интересов. Сейчас же в Европе, и в частности в Сербии, роль элиты выполняют маргиналы, которые не отвечают интересам стран и народов, а работают исключительно на свой карман и на благо внешних сил, как политических, так и экономических. Поэтому России нужно поддерживать начавшиеся изменения и активно взаимодействовать с этой новой европейской элитой, в том числе в Сербии. Что касается нашей страны, то все предпосылки – духовные, культурные, религиозные, экономические, политические и прочие – для развития такого сотрудничества есть.

– А есть люди, которые способны занять место этой элиты?

– Такие люди, конечно, есть. Даже во власти. К сожалению, пока их единицы. Как я уже говорила, Запад вместе с действующими властями делает всё, чтобы их было как можно меньше, а главное, чтобы они не могли объединиться. И чтобы любыми способами переманить как можно больше успешных людей на свою сторону. Те же, кто пытается противостоять Западу, не являются маргиналами, но целенаправленно и вполне успешно маргинализируются. Тем не менее мы надеемся, что новая элита рано или поздно как-то сможет консолидироваться перед внешними угрозами, объединив вокруг себя все здоровые силы. В этом нам может очень помочь Россия, главное оружие которой – правда. Мы ждем, когда Россия наконец покажет нам свою «мягкую силу» в полной мере. На самом деле это не так сложно и не так дорого. Главное – иметь четкую стратегию и план действий. Всё остальное – вопрос техники.

В заключение хочу сказать, что сербский народ очень благодарен России за принципиальную помощь и поддержку по Косово и Метохии, за гуманитарную помощь, за вето в ООН, наложенное на британскую резолюцию по Сребренице. Мы помним и о великой жертве императора Николая II и роли Красной Армии в освобождении Сербии. Многие сербы считают, что политика, которую проводит сегодня Россия, больше в наших интересах, чем то, что делает правительство Сербии.

Беседу вел Денис Кириллов




опубликовано здесь: http://tsargrad.tv/article/serby-zhdut-russkoj-sily-poka-mjagkoj

Recent Posts from This Journal

Comments

( 14 comments — Leave a comment )
romali83
Nov. 30th, 2015 12:53 pm (UTC)
А может ли Россия реально повлиять на ситуацию в Сербии? Да еще в нынешней ситуации, когда у нас и так со всех сторон проблемы.. Бесплатные курсы русского языка проблему ведь не решат и любить свою страну сербов не научат. Как ни крути, но прежде всего ситуация зависит от самих сербов, разве нет?. А у них, видимо, как и в Грузии, старшее поколение помнит "былое" и еще смотрит на Россию, а молодежь видит только "ЕС"
pan_ikota
Nov. 30th, 2015 05:21 pm (UTC)
не всё так просто... но в тексте есть ответы на все вопросы... ;)
romali83
Dec. 1st, 2015 03:40 am (UTC)
Но может ли Россия сейчас, при всех наших внешних и внутренних проблемах, наводить мосты в Сербию, хватит ли сил? Хотя потом однозначно будет поздно.
pan_ikota
Dec. 1st, 2015 09:31 pm (UTC)
если исходить из того, что мы - Великая Россия, то для нас нет ничего невозможного... притом, вы правильно заметили, что это просто необходимо, ибо потом будет поздно окончательно и бесповоротно... если же исходить из того, что сиюминутные материальные блага - превыше всего, то, безусловно, сил не хватит... либо - пилить, либо - созидать... тут, уж, пора определиться...
romali83
Dec. 2nd, 2015 04:50 am (UTC)
Ну тогда самое время вспомнить, что мы - Великая Россия.
protuberanezz
Nov. 30th, 2015 07:00 pm (UTC)
Курсы русского языка, русской литературы, истории, географии играют очень даже болшую роль в странах даже самой западной Европы.
Людей рабочих профессий там катастрофически не хватает и гастарбайтерам,заполонившим Европу, конечно, это и не нужно и не интересно. А вот коренное население практически 100% имеет высшее, часто университетское образование и они понимают и ценят русскую культуру, нуждаются в общении с ее носителями, имеют желание читать Достоевского и Чехова в подлинниках.
Но один Кустурица, естественно, не поднимет эту тему. Этим должно заниматься государство. Российское, в первую очередь. Профессионально. И стыд и срам нашим чиновникам, которые думают совсем не об этом. Сейчас. Раньше наши политики и политологи были поумнее, подальновиднее.
Может, если вкладывать в их усохшие мозги информацию, подобную той, которая изложена в этом интервью, они всё-таки прозреют?? Или устыдятся?? Или, наконец, захотят испытывать чувство гордости за свою страну? Многие российские даже не олигархи, щас могут себе позволить иметь в Сербии, да и не только там, свои радио- и телеканалы, дома культуры, общества дружбы... Смешно. Сотни квартир в крупных городах России, Европе, Азии они ведь покупают себе квартиры и замки за десятки и сотни миллионов рублей и долларов... Стыдно, господа!
Спасибо Пан, за ваше отличное интервью. Даст Бог, его прочтут те, кого всё это касается напрямую.
pan_ikota
Nov. 30th, 2015 07:25 pm (UTC)
согласен с предыдущим оратором :)
и, конечно, пасиб!
observer1915
Dec. 1st, 2015 11:42 am (UTC)
"А вот коренное население практически 100% имеет высшее, часто университетское образование и они понимают и ценят русскую культуру" - это Вы про какое коренное население???? Про сербское???? Если Вы никогда не жили на Балканах, то посмотрите хотя бы статистику про образование! Населения образованного в Сербии ОЧЕНЬ мало! Давайте будем делать ТАКИЕ заявления только на основании личного опыта и статистики!
Visokoobrazovano je 10,59% stanovnika Srbije, dok 11% ima nepotpuno osnovno obrazovanje. Перевожу: С высшим образованием - 10,59% населения Сербии, 11% - имеют незаконченное среднее!!! http://www.euractiv.rs/ljudska-prava/5364-izjednaeni-procenti-visokoobrazovanih-i-neobrazovanih-
(И что такое Ваша формулировка: высшее, часто университетское? Во всех странах "университетское" = высшее, т.к. слова "институт" применительно к высшему образованию нет). В Сербии если и есть некоторая часть населения, которая понимает и ценит русскую культуру, то и из крохотного количества образованного населения - это небольшой процент. Конечно, каждая пожилая продавщица, в школе учившая русский язык, может спеть Вам песенку про "Елочку"))) или прочитать детский стишок, но это - не понимание русской культуры. В Сербии от русских братьев хотят денег и "ядерного зонтика". Так что давайте предоставим чиновникам и балканистам , экспертам разбираться, что и как делать в Сербии.

Главное, конечно, чтобы немногочисленные, присылаемые в Сербию из России, чиновники не были русофобами. Это описано в статье из журнала Газпрома: Какое-то время Марату Александровичу даже удавалось использовать официальную российскую структуру – Русский дом в Белграде (представительство Федерального агентства по международному гуманитарному сотрудничеству в Сербии). Позволю себе привести фрагмент адресованного Россотрудничеству письма из Российского института стратегических исследований (РИСИ): «Благодарим вас за ответ на запрос РИСИ и Министерства культуры по поводу деятельности в Черногории галериста и политтехнолога Марата Гельмана и его связях с руководителем информационных программ представительства Россотрудничества в Белграде Е.К. Зелинской… 1. Делает ли Россотрудничество что-то для того, чтобы дистанцироваться от деятельности Гельмана, объявившего себя “полпредом российской культуры” в Черногории и других балканских странах, и довести до общественности истинную природу его проектов? И если делает, то что именно? 2. Считает ли Россотрудничество возможным и дальше содержать в штате доверенное лицо Гельмана в Сербии Е.К. Зелинскую, активно использующую свое служебное положение для пропаганды и продвижения Гельмана и его проектов?
Нам представляется, что связи Зелинской с Гельманом, которые она не скрывает, а наоборот, афиширует, бросают серьезную тень на Федеральное агентство по международному гуманитарному сотрудничеству, особенно в свете экстремистских призывов Гельмана к насильственному свержению власти в России».http://pravosudovs.livejournal.com/#post-pravosudovs-36158


Не надо никогда писать с дивана о неизвестном! Вы, тем самым, умножаете количество лжи во Вселенной!
protuberanezz
Dec. 1st, 2015 12:05 pm (UTC)
Я писал свой комментарий не вам, а автору интервью с госпожой Трифкович.
Исходя, как раз, из личного многолетнего опыта работы в обществе дружбы в одной из европейских стран, в которой количество университетов на душу населения значительно выше, чем в России. С автором интервью знаком давно и близко. Так что он знает уровень и качество моих утверждений. Конкретно про сегодняшнюю Сербию я никаких утверждений не делал. Но во многих других государствах Европы, в том числе и там, где я работал, уровень образования очень и очень высок. Как и стремление к изучению русского яыка. Даже у "простых продавщиц, учивших русский язык в школе".
Согласен с вами полностью по поводу невероятно болшого количества российских чиновников-русофобов, работавших до того и работающих сейчас в государствах бывшей Югославии. Их много. Думается, абсолютное большинство. Один Сергей Грызунов чего стоит. Но это вполне объяснимо. Большинство должностей сейчас в России имеют известную многим вполне определенную цену.
Опубликованное паном интервью как раз об этом.
Госпожа Трифкович это наглядно подтверждает.
Гельманом никогда не интересовался. Врагов и не совсем здоровых людей, подобных ему, обхожу подальше. Но они не так страшны и опасны для окружающих, как те "милые" российские чиновники, у которых на лбу не стоит штамп: "ВРАГ".
observer1915
Dec. 1st, 2015 12:40 pm (UTC)
1)Поскольку интервью с директором белградского Центра геостратегических исследований, то и мой комментарий - о качестве сербского образования. 2)Данное сообщение открыто для прочтения всеми пользователями, поэтому я и позволяю себе комментировать.

Меня чрезвычайно развеселили в Вашем комментарии утверждения: "вот коренное население практически 100% имеет высшее, часто университетское образование и они понимают и ценят русскую культуру, нуждаются в общении с ее носителями, имеют желание читать Достоевского и Чехова в подлинниках". Конечно, если эти строки не о Сербии (как следовало бы из контекста), то приношу свои извинения. К Сербии такие утверждения можно отнести только с очень большой натяжкой. Повторяю, я - только про Сербию! В Сербии мало образованного населения! Зато среди образованных сербов "любителей" России вовсе не велико. Бесконечные сообщения сербов о том, что мы "братья" и что они "любят Россию" - это просто фигура речи. Не надо так уж обольщаться.


Я тоже не интересуюсь Гельманом. Цитата была связана с тем, что , как выясняется, в Русском Доме Белграда сидят какие-то чиновники, больше похожие на русофобов. Если бы представителями России в Сербии были не русофобы, то не было бы причин обсуждать курсы русского языка и т.д. Наверное, позиционирование РФ сразу стало бы другим. Вот именно, как Вы верно написали, в Сербии эти представители РФ - люди, у которых штампа "враг" не стоит!!!
pan_ikota
Dec. 1st, 2015 09:50 pm (UTC)
кстати, замечу (на основе личного многолетнего и недиванного опыта), что сербы, несмотря на не слишком высокий уровень образования и отличный от нашего менталитет, всё-таки тянутся к нашей культуре... как говорится - не благодаря, а вопреки обстоятельствам... проблема в том, что возможностей у них гораздо меньше, чем потребность... и, к сожалению, нужно признать, что виноваты в этом и мы, русские... конечно, сербов мы изменить не можем, но ситуацию в Сербии (да и вообще на Балканах) могли бы... однако я всё больше убеждаюсь в том, что главные наши враги - это мы сами... ну, естественно, образно говоря...
observer1915
Dec. 2nd, 2015 08:18 am (UTC)
Относительно того, что мы сами себе главные враги - не согласиться нельзя.

Если говорить именно о КУЛЬТУРЕ, то , прежде всего, следует условиться, что мы подразумеваем под этим словом. К чему тянутся? Культура (в традиционном смысле - литература, музыка, живопись и т.д.) сербов мало интересует. Курсы русского языка могут привлечь сербов, в основном, в связи с возможностью устроиться на работу в русскую фирму, поехать заработать в РФ или продать недвижимость русским, которых они все считают миллионерами. Т.е. русский язык даже в бесплатном варианте, нужен сербам только в сопровождении каких-то гипотетических материальных благ (или, как вариант, девушкам-филологам))). Вот тут Россия, наверное, могла бы усилить свое влияние: если бы у изучивших русский язык сербов была бы затем возможность поехать учиться в РФ. Только таким способом могла бы формироваться русофильская элита. Но даже и этот вариант не всегда беспроигрышный, о чем свидетельствует пример сербов, учившихся в СССР во времена Югославии.

Когда читаешь очередные статьи или интервью, где говорится о том, как РФ должна показать свою "мягкую силу" или помочь, и задаешь вопрос сербам - нельзя ли конкретизировать?-, то сербы никогда не говорят в ответ об изучении русского языка))). Они, напротив, тут же начинают разговоры про "ядерный зонтик" или про то, что "наших политиков подкупает Запад, а вы чего ждете?" Есть другие варианты: "почему не купите еще какие-нибудь наши предприятия?" НО, по поводу покупки предприятий, замечу, что САМЫЕ ОБЫЧНЫЕ сербы, позиционирующие себя русофилами, как только речь зайдет о НИСе, упомянутом в интервью, тут же начинают бубнить, что "мы продали русским НИС за бесценок" и т.д. Это приблизительно, как если ты купил дом за цену, предложенную продавцом, а через год продавец придет к тебе и потребует доплатить, т.к. посчитал прежнюю цену недостаточной. Еще замечу, что рядовой серб (я не о статьях в газетах) никогда с такой злостью не рассказывает о последствиях покупки американцами сербских предприятий. Ну, так упоминает, что купили, разорили, а потом бросили. Но вот НИС - это просто песня! И почему сократили персонал (т.е. у нас не капитализм, а социализм - никого не тронь, но прибыль давай!), и почему за копейки купили! К нам, как к "матери-России" претензии жестче, чем к америке. А назвал американский посол сербский народ шизофрениками - и ... ничего.

По поводу русских, финансирующих B92, в интервью сказано правильно. Но РФ, перед тем, как проявлять свою "мягкую силу", и что либо финансировать в Сербии, надо семь раз отмерить, чтобы не получилось, как всегда: все политики в этом регионе любят сидеть на двух стульях, все во время предвыборной компании говорят одно, а потом делают другое. И потребные на их подкуп деньги )))) могут оказаться невероятно велики))))).

Насчет Косова, упоминающегося в последнем абзаце интервью. Сербы чрезвычайно противоречивый народ))), как я наблюдаю. Один и тот же серб может 100 раз подряд похвалить Тито, при котором они жили богато и весело (правда, все хотят забыть про миллионы сербских гастарбайтеров того времени) , тут же добавить, что "Косово - это Сербия", а про то, кто активно заселял на Косово албанцев, как правило, говорят с неохотой. Ментальность такова: когда правитель разрешает жить богато и весело, то никто не ставит ему в упрек плодящихся в Косово албанцев и не думает о средневековых святынях. Поэтому России всегда нужно учитывать сербскую ментальность и не пускать слезу при словах "Россия - наша мать, мы любим русских".

Edited at 2015-12-02 08:28 am (UTC)
salome_lou
Nov. 30th, 2015 07:55 pm (UTC)
Гениальное. Прям одно из лучших у тебя.
pan_ikota
Dec. 1st, 2015 09:21 pm (UTC)
ну, в данном случае я лишь соучастник ;)
( 14 comments — Leave a comment )

Profile

iggi
pan_ikota
Самуил Эдмундович Шмулевич-Хреновский

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com