?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Интервью с сербским экономистом и политологом
ДЖУРО МАРКОВИЧЕМ
(начало)








– Г-н Маркович, сегодня создается впечатление, что история Югославии и сербов переписывается. Почему это происходит и как на это реагируют жители Балкан?

– История всегда повторяется, и Балканы могут служить тому ярким примером. В регионе случалось разное – были светлые моменты и темные. Но главное, что сербский народ всегда сохранял достоинство. По крайней мере, до последних событий, начавшихся с распадом Югославии. Причины этого развала не связаны с сербами и Сербией. Ведь именно сербы создавали Югославию и принесли много жертв, чтобы славянские народы на Балканах, в том числе те же словенцы с хорватами, получили независимость от государств, пытавшихся их колонизировать. Как вы понимаете, речь идет не только о социалистической Югославии, ведь страна, объединившая славянские народы, просуществовала почти весь XX век. Теперь же идет «тихая» колонизация региона, хотя «мирной» ее и не назовешь. И именно сербы снова пытаются этому противостоять. В такой ситуации у колонизаторов и возникает необходимость переписывать историю, чтобы превратить героев в преступников, и наоборот. Естественно, что простые люди недовольны таким положением дел, но есть и те, кому это выгодно. В результате Сербия сегодня разделена на два лагеря, один из которых (не столь многочисленный, но широко представленный во власти или близкий к ней) хорошо зарабатывает на сложившейся обстановке, а второй (далекий от финансовых потоков и интриг чиновников) страдает. И, естественно, власть всё больше теряет доверие народа и свой авторитет.











– Что, по вашему мнению, стало причиной трагических событий на постъюгославском пространстве?

– Нужно понимать, что вовсе не словенцы или хорваты, которые начали развал Югославии, стали основными виновниками и организаторами тех событий. И дело даже не в борьбе за власть и доступ к финансовым ресурсам, национализме, религиозной нетерпимости или исламском фундаментализме. Всё это лишь поводы и инструменты, которыми воспользовались для разделения страны. И, думаю, все отлично понимают, что произошло это благодаря вмешательству внешних сил, заинтересованных в дестабилизации обстановки на Балканах. Главными же инициаторами, организаторами и теми, кто финансировал этим процессы, были США и страны Западной Европы, в первую очередь Великобритания и Германия. Для них основной целью было осуществление давней идеи, зародившейся еще 50–60 лет назад, которая предполагала максимальное уменьшение влияния России на Балканах и укрепление стратегические позиции западных государств на пути к российским границам. Именно США и Западная Европа оказывали всестороннюю поддержку тем, кто провоцировал конфликты на Балканах, независимо от того, были то воинствующие националисты, экстремисты или террористы. Но только не сербам, так как именно они были объединяющей силой, мешавшей реализовать геополитические планы «великих держав». Особо здесь можно отметить и давний интерес Германии к региону. Эта страна всегда имела претензии на лидерство в Европе и неоднократно пыталась доказать это при помощи военной силы, но безуспешно. Теперь же она получила реальную возможность осуществлять свой план в рамках «тихой» экспансии, пользуясь тяжелым экономическим положением государств, в том числе и возникших из осколков Югославии.















Дополнительным стимулом для развала страны, по моему мнению, было стремление США уничтожить социалистическое государство, которое весьма успешно развивалось в сердце Европы, выбрав свой путь, отличный от того, по которому шел Советский Союз. Самые веские доводы теоретиков и практиков либерального капитализма, доказывавших несостоятельность социалистической системы, касались в основном проблем, с которыми сталкивался именно СССР. Однако Югославия не только кардинально отличалась от Советского Союза, но и сильно выделялась на фоне всего социалистического лагеря. Здесь успешно развивался как государственный, так и частный бизнес, не было никакого железного занавеса, жители Югославии могли свободно уезжать за границу и возвращаться на родину, любые иностранцы без проблем посещали страну, а при желании и жили в ней. Это не укладывалось в западные концепции и опровергало их. Был один выход – уничтожить.









– А как использовались для развала страны те инструменты, о которых вы говорите, скажем, национализм? Можно привести конкретный пример?

– Еще в начале ХХ века в Хорватии, большую часть населения которой составляли католики, активно внедрялась идея, что ее нужно очистить от иноверцев, которыми в основном были православные сербы, а также цыгане и евреи. Был разработан план, согласно которому взрослое население из числа иноверцев предполагалось выгнать или, в случае сопротивления, уничтожить, а детей перевести в католическую веру. Проект этот успешно осуществляли хорватские усташи во время Второй мировой войны при активной поддержке нацистов, но окончательно реализовать его тогда не удалось. Однако в конце ХХ века он был реанимирован – на этот раз при всестороннем содействии «демократических» стран Европы и США. Известный своими ультранационалистическими взглядами хорват Франьо Туджман – когда-то близкий к Иосипу Броз Тито генерал Югославской народной армии – неожиданно нашел поддержку своим экстремистским идеям за границей среди «цивилизованных» европейцев и американцев. Он настаивал на том, что нужно возобновить те процессы, которые происходили на хорватской территории во время Второй мировой войны, что в конечном итоге и было сделано. И, кстати, при активном содействии Католической церкви. Когда в 1990 году ныне покойный Туджман стал первым президентом Хорватии, проект геноцида иноверцев был возобновлен и осуществлялся с еще большим энтузиазмом, чем при нацистах. А на сегодняшний день он практически завершен. Результат налицо: раньше на территории Хорватии было порядка 30% сербов, а сейчас – не более 3%. Конечно, ничего этого без всесторонней поддержки извне сделать было бы невозможно.













– Неужели все жители республик, входивших в Югославию, повально придерживались взглядов таких лидеров?

– Конечно, нет. Все эти политики работали прежде всего на себя, и развал страны был крайне выгоден лично им и их партнерам, но не большинству простых жителей. Когда мы встречаемся с людьми старшего поколения из бывших югославских республик, мало кто оказывается доволен случившимся. Многие с благодарностью вспоминают времена, когда мы жили все вместе. И каждый год 25 мая – это день рождения Тито – к его могиле приезжают толпы людей, среди которых много словенцев, хорватов, македонцев, боснийцев и черногорцев. Они жалеют, что той страны, которая пользовалась в мире достаточно большим авторитетом, больше нет. Тем более что с каждым днем становится очевидно, что теперь, когда мы все по отдельности, с нами не слишком-то считаются и не особо уважают.

– Но именно старшее поколение всё это допустило. Почему?

– В тех сумасшедших условиях люди сориентировались слишком поздно, когда уже нечего и некого было защищать.












– А почему, по вашему мнению, последние руководители Югославии не смогли сохранить целостность страны?

– Думаю, что причиной этого стала критическая ошибка, которую допустил Тито в организации высших органов власти. Сначала во главе Югославии стоял король, затем – президент. Но в конце жизни Тито вдруг решил, что страной нужно управлять «коллективно». Идея состояла в том, чтобы главы всех республик, входящих в федерацию, по очереди руководили Югославией по одному году каждый. Однако система эта не давала возможности за столь короткий период разобраться в положении дел, устранить проблемы, завершить начатые проекты и так далее. А, кроме того, привела к нарушению прямых связей, необходимых для управления страной – например, между президентом и армией. Что впоследствии и вызвало серьезные сбои в системе, а затем и развал Югославии, в котором оказались виноваты все без исключения главы республик. И, кстати, армия, которая в тех условиях совершенно неправильно среагировала на разгоравшийся кризис.













– Как вы оцениваете сегодняшнюю политику государств, появившихся на постъюгославском пространстве?

– Они действуют в соответствии с уже написанным сценарием, потому что не они хозяева ситуации. Тем, кто затеял всё это, не нужны самостоятельные политические фигуры на Балканах. Поэтому все ключевые решения здесь принимаются под жестким контролем извне. Кого-то шантажируют компроматом, который касается преступлений, совершенных в ходе развала Югославии, коррупционных скандалов или связей с криминалом. Кем-то манипулируют при помощи экономического давления, а кого-то и просто подкупают. Поскольку всё это превращается в театр марионеток, в политике появляется всё больше людей необразованных и непрофессиональных, которые думают лишь о том, как бы набить свои карманы. Кстати, и в бизнесе то же, так как многие не прочь воспользоваться своим положением во власти.














– 12 марта множество сербов собралось помянуть бывшего сербского премьер-министра Зорана Джинджича на Новом кладбище в Белграде. Но далеко не все считают его героем. Как это объяснить?

– А много ли люди знают об этом человеке? Почти два десятилетия он жил за пределами Югославии, в Германии. И вернулся на родину очень вовремя, в 1989 году, где с большим удовольствием начал подливать масло в огонь, пожирающий всех и вся, который и без него горел слишком ярко. Достаточно нагадив, он был вынужден скрываться от правосудия в Черногории и только после поражения Белграда в войне с НАТО снова вернулся на политическую арену в 1999 году. А вот о его человеческих качествах можно сказать достаточно много. В политике он шел по головам своих товарищей, не стесняясь в средствах. В частности, предал своего коллегу и соратника Воислава Коштуницу и занял его место – пост руководителя Демократической партии. Помимо этого, он фактически продал бывшего президента Югославии Слободана Милошевича американцам и пляшущему под их дудку Евросоюзу. Слишком жесткая оценка, скажете вы. Нет – объективная. Ведь именно с подачи Джинджича Милошевич был передан Гаагскому трибуналу тайно, без согласия сербских властей и народа. Возмущены этим были абсолютно все нормальные люди. Что касается народного шествия в день его гибели – а прервал его жизнь снайпер, который думал, что сможет остановить это предательство, – здесь нет ничего удивительного. Православные сербы рассматривают любое убийство как смертный грех, независимо от того, благую цель оно преследует или нет. Поэтому многие пришли, чтобы заявить протест против таких методов решения захлестнувших нас проблем. Но не нужно забывать, что Джинджич представлял Демократическую партию, члены которой были обязаны прийти и почтить его память. Достаточно сказать, что активное участие в этих мероприятиях принимал и его преемник – Борис Тадич.
















– А что вы скажете о Тадиче?

– Он принял эстафету, но ничего нового не привнес. В период его правления – хотя все мы знаем, что сам он ничего не решал, даже если бы и очень сильно этого хотел, – была продолжена тенденция продажи сербских «преступников» и выдачи их международному «демократическому» трибуналу. Вы же не сомневаетесь в справедливости решений, принимаемых Гаагским трибуналом? Говорят, это сильно независимая инстанция, хотя пока это никем и ничем не подтверждено, а скорее даже наоборот. Между тем Тадич развивал это «сотрудничество». И, кстати, делал всё, чтобы расстояние между Сербией и Россией увеличилось настолько, насколько это вообще возможно.

– Но именно при Тадиче в Сербию пришел российский «Газпром»…

– Это не заслуга Тадича. Просто у Сербии не было выбора. К тому же это скорее уступка России со стороны Европы и США, которая в этом конкретном случае пошла на пользу Сербии. Если, конечно, мы говорим о вхождении «Газпрома» в состав акционеров NIS (Naftna Industrija Srbije).


– Почему же сербы отдают свои голоса этим людям и поддерживают такие партии на выборах?

– Ситуация такова, что сербы вынуждены голосовать не головой и сердцем, а животом. К сожалению, сегодня именно желудок определяет наши политические предпочтения. Хотя, если подумать, становится очевидным, что зачастую нас кормят несбыточными обещаниями. Нам нужны политики и государственные деятели, способные видеть как минимум на 20–30 лет вперед. Но лично я таких не нахожу. Зато есть достаточно много людей, которые пытаются извлечь сиюминутную выгоду, причем не для народа, а для себя лично.





Comments

( 27 comments — Leave a comment )
worldandrussia
May. 31st, 2013 12:56 pm (UTC)
Яростно плюсую))
pan_ikota
May. 31st, 2013 03:20 pm (UTC)
:)
d_lakovich
May. 5th, 2014 07:13 pm (UTC)
Mda! Odnoznachny plus!
Na kakom jazyke razgovarivali? Pismeno ili usno?
pan_ikota
May. 5th, 2014 07:20 pm (UTC)
Джуро - мой друг... он говорит по-русски... интервью я брал у него в Белграде... естественно, "живьём"... а так, это я к нему в прошлом году дважды приезжал, он брал в аренду авто и мы с ним колесили по всей Сербии... первый раз - дней 10... второй - неделю (потому, что ещё три дня я был у Кустурицы в Мечавнике)...
d_lakovich
May. 5th, 2014 07:39 pm (UTC)
A Vy tam pisali pro autobus i ja Vas srazu pozhalel... znachit po Ibarksoj magistrale prerasnoj Vy vsetali proshlis... nashi kraja konecho krasivie no... i indejci v USA zhivut v horoshih rezervatah i oshushenie shozhesti s nimi u menja kazhdim dnem vse silnee i silnee...
pan_ikota
May. 5th, 2014 07:22 pm (UTC)
фото, кстати, тоже я сам делал... благодаря Джуро - он мне всё показывал и рассказывал... вот, и к Милошевичу отдать дань заходили... и, конечно, к Тито...
d_lakovich
May. 5th, 2014 07:37 pm (UTC)
Horosho napomnjili... Foto kstati: Vy prosto objazani nazivat! Davat im objasnenie, nazvanie... bez etogo -- ih cena chut vishe grosha. Kazhdoe foto -raskaz sam po sebe! Dopustim: http://laban.rs/gallery/Spanish_War/ kazhdoe foto govorit samo za sebja no esli na ego shelknut myshkoj -- pooluchite long description. Poverte starshemu tovarishu: na samom dele eto vazhno... tak krasivo kogda znaesh vo chto smotrish... dazhe ne kogda o foto rech a voobshe... sam proguljalsja po Krasnoj ploshadi ili s krasivoj devushkoj kotoraja istorik / perevodchik / kursoved... :)) est raznica? est.

Ja Vam zavtra psimo napishu... skinu na e-mail.
toyahara
May. 31st, 2013 09:09 pm (UTC)
Боюсь, всё несколько сложнее. В 50-е Югославия была вооружена американсанским оружием.. Потом ситуация поменялась...

Кстати, вчера в Гааге апелляционный суг оправдал бывшего начальника разведки Сервии Jovica Stanisic... Вся мусульманская рвань из Боснии рвёт на себе паранжи...
pan_ikota
May. 31st, 2013 09:17 pm (UTC)
значит, меня обманули?
toyahara
May. 31st, 2013 09:24 pm (UTC)
Боюсь, что отчасти да... Поискать Вам литературу по теме (у меня есть доступ и к периодике)
- но на английском?
pan_ikota
May. 31st, 2013 09:26 pm (UTC)
а если.. я с вами не соглашусь? я ж проверял...
toyahara
May. 31st, 2013 09:33 pm (UTC)
Тогда мы побеседуем... Я по цвету как польский флаг :)). З
http://www.foreignaffairs.com/articles/51400/charles-g-boyd/making-peace-with-the-guilty-the-truth-about-bosnia

"English persons, therefore, of humanitarian and reformist disposition constantly went out to the Balkan Peninsula to see who was in fact ill-treating whom, and, being by the very nature of their perfectionist faith unable to accept the horrid hypothesis that everybody was ill-treating everybody else, all came back with a pet Balkan people established in their hearts as suffering and innocent, eternally the massacree and never the massacrer." -- Rebecca West, Black Lamb and Grey Falcon, 1938.
pan_ikota
May. 31st, 2013 09:45 pm (UTC)
Re: Тогда мы побеседуем... Я по цвету как польский флаг :)).
вот так...я с вами, значит, как с родным, практически... а вы значит так...и всё, что на аглицком- это чистая правда, как я понимаю... а всё остальное - что? Особенно,меня беспокоит
Ребекка... западная чёрная овца... и серый ястреб 1938 года...
toyahara
May. 31st, 2013 09:47 pm (UTC)
Re: Тогда мы побеседуем... Я по цвету как польский флаг :)).
Ребекка Уэст , Дама ребекка Уэст (это псевдоним, кстати) - интересная личность. Прижила сынка от Герберта Уэллса.. Который ей потом под ногами мельтешил.. И не любил сильно. Но книга интересная - путевые заметки о Югославии.
pan_ikota
May. 31st, 2013 09:53 pm (UTC)
Re: Тогда мы побеседуем... Я по цвету как польский флаг :)).
пустые путевые заметки о Югославии... а с живыми общаться не пробовали?
toyahara
May. 31st, 2013 09:54 pm (UTC)
Re: Тогда мы побеседуем... Я по цвету как польский флаг :)).
с хорватами только... Люди как люди, нормальные... Мы в Истрию давно уже ездим отдыхать...
pan_ikota
May. 31st, 2013 09:57 pm (UTC)
Re: Тогда мы побеседуем... Я по цвету как польский флаг :)).
кто ж сомневается... а лет через 10 они совсем хорошими станут ;)
toyahara
May. 31st, 2013 09:59 pm (UTC)
Re: Тогда мы побеседуем... Я по цвету как польский флаг :)).
все люди..

несчастны...

по своему...
pan_ikota
Jun. 1st, 2013 07:56 am (UTC)
Re: Тогда мы побеседуем... Я по цвету как польский флаг :)).
но кто-то...


всегда больше...


по-моему...
toyahara
Jun. 1st, 2013 08:05 am (UTC)
Re: Тогда мы побеседуем... Я по цвету как польский флаг :)).
оно флуктуирует по времени... но всё сводится к одному ((
pan_ikota
Jun. 1st, 2013 08:08 am (UTC)
Re: Тогда мы побеседуем... Я по цвету как польский флаг :)).
ну, почему же... и к другому тоже ;)
pan_ikota
Jun. 17th, 2013 10:14 pm (UTC)
Re: Тогда мы побеседуем... Я по цвету как польский флаг :)).
Почему вы так не любите сербов? Я удивлён...
toyahara
Jun. 18th, 2013 05:15 am (UTC)
Re: Тогда мы побеседуем... Я по цвету как польский флаг :)).
я всех люблю :)) (кроме косовских албанцев). Эмир Кустурица мне мил :).

Просто в геополиточеском плане России из-за Балкан всегда приходилось много крови проливать. С непонятно какими результатами.

Меня более волнует, что делать с тем человелеким материалом (народом это назваться язык не поворачивается), который сформировался у нас в стране за времена "послепоражения". Начать можно с символического сожжения Горбатого на Лобном месте, но вот дальше-то что???....
pan_ikota
Jun. 18th, 2013 08:50 am (UTC)
Re: Тогда мы побеседуем... Я по цвету как польский флаг :)).
кстати, у сербов ситуация гораздо сложнее... но они не теряют надежды... в этом надо брать пример с них... а то, что наши проливали кровь за сербов... это, правда, оч. давно было... очень правильно... если бы мы и сейчас были также дружны со всеми славянами, хрен кто в мире смог бы нам противостоять... я уверен, что и сербы за нас отдали бы свои жизни... но у нас теперь вместо дружбы бизнес сплошной и выгода на первом месте :(
toyahara
Jun. 18th, 2013 08:56 am (UTC)
Re: Тогда мы побеседуем... Я по цвету как польский флаг :)).
Я собираюсь на пару недель в Москву.. Напишу тогда свои впечатления..
pan_ikota
Jun. 18th, 2013 09:08 am (UTC)
Re: Тогда мы побеседуем... Я по цвету как польский флаг :)).
ничего у нас интересного не найдёте :( музеи разве что... или прогулки по "старому городу"... но и тут могут быть проблемы... как-то раз Салому Лу забрали в ФСБ, потому что она сфоткала в центре красивенький особнячок... и два часа продержали в кутузке... вот так... так что лучше в регионы экспансию совершать ;) там и интересней, и полезней :)
toyahara
Jun. 18th, 2013 09:32 am (UTC)
Re: Тогда мы побеседуем... Я по цвету как польский флаг :)).
Моё чадушко попыталось сфотографировать на Девичке членовоз Наины Ельциной... "Девятка" была тут как тут: засвечивайте, б***! Засветил... (ни, стёр из памяти)
( 27 comments — Leave a comment )

Profile

iggi
pan_ikota
Самуил Эдмундович Шмулевич-Хреновский

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com