?

Log in

Previous Entry | Next Entry

СОХРАНИТЬ ИДЕНТИЧНОСТЬ





Интервью с председателем координационного совета центра соотечественников «Русский круг» в Боливии
Любовью Лазовской

– Любовь Владимировна, расскажите, пожалуйста, – кем, когда и зачем в Боливии создан центр «Русский круг»?

– В Боливии русская диаспора не так велика, но независимо от того, сколько нас, мы хотим оставаться русскими. Сохранять свою идентичность, общность, культуру, язык, обычаи, традиции, веру, патриотизм. Славить свое Отечество, где бы мы ни были. И прививать русскую идентичность нашим детям, передавать ее от поколения к поколению. Конечно, русскоязычное сообщество в Санта-Крус всегда было общительным, дружным, сплоченным и отзывчивым. Однако этого недостаточно, и прежде всего для полноценного воспитания и развития наших детей и молодежи. Это стало очевидным, когда появилась реальная угроза потери русского языка и идентичности наших детей. Поэтому мы решили организовать для них курсы русского языка по субботам. Большими возможностями для этого мы, к сожалению, не располагали, но на первоначальном этапе нам в этом очень помог «Газпром».

Прежний генеральный управляющий филиала компании Gazprom International в Боливии Владимир Куликов согласился предоставить нам для занятий помещение в офисе подразделения российской компании в Санта-Крус. Во многом именно благодаря его поддержке мы и начали свою деятельность. Около полугода мы проводили занятия в офисе «Газпрома», но очевидно, что долго так продолжаться не могло. Поэтому в августе 2010 года по моей инициативе и при поддержке Владимира Леонидовича был создан центр соотечественников «Русский круг». Мне пришлось арендовать помещение и оборудовать его по мере возможностей. И с сентября у нас начался полноценный учебный год. Поначалу филиал «Газпрома» старался оказывать нам посильную помощь, оплачивая работу преподавателя, покупку мебели, кондиционера, но это продолжалось недолго. Тем не менее участие российской компании в становлении нашего центра дало импульс для его формирования и дальнейшего развития. И в этом сентябре мы в четвертый раз с момента основания начали занятия в нашем центре.







– Что представляет собой центр соотечественников в Санта-Крус сегодня?

– Русская диаспора в Санта-Крус состоит из эмигрантов первой и третьей волны. В нашем центре теплится русская жизнь, здесь проводим национальные и православные праздники, литературные вечера. У нас образовалось сообщество родителей, чьи дети учатся в России: с ними мы ведем просветительскую работу, знакомим с русскими традициями и культурой, с произведениями литературы и изобразительного искусства. Здесь в две смены обучаются 30 русских детей и еще около 50 боливийцев, интересующихся русским языком. Также осуществляем базовую подготовку абитуриентов, планирующих поступить в российские вузы, так как ежегодно мы отправляем в Россию 15–20 человек, включая детей соотечественников, по государственным квотам.

При поддержке российского МИДа мы получили библиотеку. В организации и финансировании праздников нам периодически оказывает помощь российское посольство в Боливии. В текущем году подарили центру проектор, и это позволяет более качественно проводить уроки, встречи, делать презентации.

Основная цель нашей работы – сохранение культуры, языка, традиций, а главная задача – консолидация всех поколений русского мира Боливии, оказание юридической и информационной поддержки соотечественникам, образовательно-просветительская деятельность.

– Занимаетесь ли вы духовной поддержкой соотечественников?

– В нашем городе существует русская православная община. У нас даже есть алтарь, который мы перевозим на каждую службу в разные арендованные залы. Службы проводятся четыре раза в год, когда специально для этого в Санта-Крус из Эквадора приезжает отец Алексий.








– С какими трудностями приходится сталкиваться вашему сообществу?

– Наш центр – общественная организация, которая финансируется главным образом за счет оплаты за обучение детей. Проблема номер один для нас – это низкая вместимость помещения. На аренду большего у нас, к сожалению, просто не хватает средств. Да и техническое оснащение центра недостаточное и во многом устаревшее, собранное силами наших соотечественников.




– Сотрудничаете ли вы с какими-либо другими объединениями и русскими общинами в Боливии или других странах?

– Других общественных организаций российских соотечественников на территории Боливии пока нет. В других странах Латинской Америки они есть, и мы с ними стараемся взаимодействовать по мере возможностей. Например, в 2014 году планируем организовать фестиваль детских театров в Чили в рамках совместного проекта, финансируемого фондом «Русский мир». Также мы сотрудничаем с международной молодежной организацией АИСЕК, ежегодно проводим выставки на городском уровне. Участвуем в страновых и региональных конференциях, где, естественно, стараемся общаться и взаимодействовать со всеми нашими соотечественниками в Латинской и Северной Америке. Кроме того, не нужно забывать, что первая волна русской эмиграции в Боливии – это в основном старообрядцы. Мы с ними очень дружим. Они пользуются нашей библиотекой, мы покупаем у них русские наряды, вышивки, предметы народного промысла. Мы оказывали им юридическую поддержку в связи с их участием в программе добровольного переселения в Россию. На сегодняшний день 59 человек вернулось на Родину, в Приморский край.

– Есть ли у вас какая-либо связь с Россией и другими странами бывшего СССР?

– Есть. С 2002 года Россия раз в три года проводит всемирные конгрессы соотечественников и ежегодно – всемирные тематические конференции. Поэтому участие наших соотечественников, разбросанных по всему миру, в жизни России теперь вполне реально. Основным событием последнего времени стало претворение в жизнь долгосрочной программы по добровольному переселению в Россию. Ежегодно эта программа совершенствуется, расширяются возможности в регионах вселения, с ориентацией на трудоустройство и решение миграционных проблем, а также на покрытие расходов, связанных с переселением. Русские люди с большим воодушевлением восприняли эту программу. Мы с нетерпением ждем вступления в силу нового закона о гражданстве, который дает надежду на решение многих правовых проблем эмигрантов.







– Должны быть какие-то веские причины для того, чтобы русские люди уехали жить в Боливию. Почему они это делают? Почему едут, скажем, не в США или Аргентину, а именно в Боливию?

– Особых причин для переселения в Боливию, я думаю, не существует, так как большинство русских, проживающих здесь, приехали сюда либо за своими супругами, либо по работе – это специалисты, которых сюда приглашают трудиться. Но, приехав однажды в Боливию, многие хотят здесь задержаться и даже остаться. Здесь прекрасный климат, относительная экономическая стабильность, экологически чистое питание, круглый год свежие фрукты, овощи, размеренный ритм жизни. Все староверы – земледельцы, а для сельского хозяйства здесь имеются плодородные земли, поэтому большинство их общин обосновались в Боливии. Хотя никто из них не хочет терять связей с исторической Родиной и не оставляет мечту когда-нибудь вернуться в свое Отечество.






– С чем вы связываете перспективы центра?

– На настоящем этапе перспективы нашего центра – это дальнейшее развитие русской субботней школы, привлечение всей русской молодежи в Боливии для формирования молодежного сообщества соотечественников; общение в культурном и спортивном плане. Мы также мечтаем получить землю для строительства церкви, чтобы установить свой алтарь и успокоить душу, не метаться вместе с ним из одного помещения в другое. Очень надеемся, что нам удастся организовать летний лагерь для русских детей со всей страны «Retiro de circulo ruso», чтобы они могли активно общаться между собой во время школьных каникул. В настоящее время мы ведем работу по созданию русского магазина. И, конечно же, будем очень признательны всем, кто сможет оказать нам помощь в наших благих начинаниях, как сделал в свое время филиал «Газпрома» в Санта-Крус.


Comments

( 33 comments — Leave a comment )
protuberanezz
Oct. 31st, 2013 05:32 am (UTC)
Если там действительно всё так хорошо и русские живут в Боливии комфортно, вот нафига им возвращаться в нищую, бесправную, беззаконную страну. С рискованным земледелием, где и об одном нормальном урожае в год земледельцы только мечтают. Даже в регионах с более-менее приличными климатом и землей?
Чудаки. Ностальгия сильнее чувства самосохранения?..

Edited at 2013-10-31 05:33 am (UTC)
salome_lou
Oct. 31st, 2013 08:10 am (UTC)
Угу. Можно мне программу культурного обмена?)))
pan_ikota
Oct. 31st, 2013 09:24 am (UTC)
там хорошо, где нас нет... никто за нас наши проблемы решать не будет, куда бы мы не убежали...
hedgehoq
Oct. 31st, 2013 08:13 am (UTC)
А меня заинтересовал другой вопрос, почему эти русские не хотят ассимилировать в боливийское общество? Т.е. это общество их не устраивает или как?
П.С. Вспомнился разговор с тётей Двойрой, однажды, прийдя домой она долго возмущалась, на вопрос что случилось, она ответила, - я 20 лет живу тут (Торонто), а этот *** полицейский, что стоит на углу, не знает русского языка!..
pan_ikota
Oct. 31st, 2013 09:17 am (UTC)
они давно ассимилировались, но хотят оставаться русскими, помнить свою историю и культуру... кстати, и не только русскими... там есть и украинцы, и белоруссы... всех их объединяет русский язык и общая, как ни крути, культура...
hedgehoq
Oct. 31st, 2013 12:18 pm (UTC)
это не следует из рассказа, поэтому и не понял.
hedgehoq
Oct. 31st, 2013 08:14 am (UTC)
да нет ни какой ностальгии, это просто сообщество финансируемое газпромом, или еще кем теперь...
protuberanezz
Oct. 31st, 2013 08:32 am (UTC)
>На сегодняшний день 59 человек вернулось на Родину, в Приморский край<

Я об этих несчастных. И тех, которые собирают чемоданы в благородном порыве воссоединиться с родиной. Наивных старообрядцах.

А землячества и прочие объединения и сообщества соотечественников или единоверцев в заграницах - это нормальное явление. И хорошо, когда их кто-то ещё и финансирует. Газпром - тем более. Респект ему за это.
Но вот в селе, где моя дача, в 150 км от столицы, коренные только мечтают о газе. И Газпроме. Радуются, прям счастливы, что обещают лет так через ... несколько их одарить... за их же, крестьянские, довольно большие деньги.
Помощь зарубежным соотечественникам - дело хорошее. А вот помощь своим, родным, коротающим жизнь вот прям тут, рядом - дело святое.
Но, увы и ах! И Газпром не всесилен и всемОгущ.
Господь Бог один может всё))

Edited at 2013-10-31 08:36 am (UTC)
pan_ikota
Oct. 31st, 2013 09:35 am (UTC)
две беды у нас - дураки и дороги... и вечные вопросы: "Кто виноват?" и "Что делать?"... только делать никто сам ничего не хочет за 150 км... поэтому все ищут виноватого, а не решают свои проблемы... никто там на себя ответственность брать не хочет... только все друг на друга пальцами показывают... а если уж кто и берёт на себя дела, то исключительно ради своего собственного благополучия... и в ущерб всем окружающим... а между тем, деревня умирает - там уже почти никто не живёт... и зачем там газ? вот староверы приедут, тогда другое дело...
agnia_me4nikova
Oct. 31st, 2013 06:40 pm (UTC)
Я понимаю, что каждый решает сам - возвращаться или нет. Но всё же спрашиваю - вы считаете, что не стоит возвращаться? А почему (если да и если нет)? (Вопрос не праздный.)
pan_ikota
Oct. 31st, 2013 09:21 am (UTC)
это именно ностальгия... большая часть денег, которые тратятся, их собственные, а не Газпрома или кого-то другого...
hedgehoq
Oct. 31st, 2013 12:18 pm (UTC)
Да, мне их не понять, ну не знаю я что такое ностальгия... Наверное, у меня - склероз... Или, наоборот, хорошая память.
pan_ikota
Oct. 31st, 2013 12:24 pm (UTC)
состояние души такое... его не нужно знать или помнить... оно либо есть, либо нет... но присуще оно далеко не всем... есть люди, которые теряют свою идентичность... их всё больше и больше... везде... и это не есть хорошо...
hedgehoq
Oct. 31st, 2013 01:09 pm (UTC)
Я не про идентичность, а про ностальгию... Хотя, если подумать, то у меня и тут не было идентичности, ну вот кто я? Как говаривал один классик (его уже можно при жизни к ним причислить), "мама русская еврейка, отец - украинский еврей, а кто я?" Вот так и у меня, "если кто и влез ко мне, так и тот татарин..." Любить или не любить родину? Тогда надо уточнить, что такое Родина? Если это место на карте/земле - это одно, если это страна/государство/народ - это другое.
И как я могу себя идентифицировать, если я изгой в своей стране, я ей нужен как часть электората или плательщик налогов...

Пожалуй, тут надо закругляться, уж слишком тема скользкая...
pan_ikota
Oct. 31st, 2013 01:51 pm (UTC)
:) Кто я? - на этот вопрос отвечает каждый себе сам... а любовь "за что-то" - это не любовь... это уже торговля ;)
hedgehoq
Oct. 31st, 2013 05:43 pm (UTC)
Почему за что-то? А если просто так, в данном контексте, то это - мазохизм — склонность получать удовольствие, испытывая унижения, насилие или мучения
pan_ikota
Oct. 31st, 2013 05:54 pm (UTC)
ничего в жизни не бывает просто так, всё и сразу... за всё нужно бороться... добиваться... и всё имеет свою цену... и кого-то в этом винить, думается, неправильно... нет ничего невозможного, но само собой ничего и не случится... :)
hedgehoq
Oct. 31st, 2013 06:24 pm (UTC)
"...вынесет всё, и широкую ясную,
грудью дорогу проложит себе.
Жаль только жить в эту пору прекрасную..."

А вот и не правда, бывает и просто и легко, но отличие от мазахистов в том, что лично я, не получаю удовольствия от того, что меня, в месте с другими миллионами, макают носом в дерьмо. Это фигурально. Потом, когда меня, лично, что- то не устраивает, я меняю, что могу изменить, а если не могу, то плюю на это и меняю место жительства, в контексте беседы. опять же, из Бродского: "Если выпало в империи родиться, надо тихо жить на берегу у моря."
pan_ikota
Oct. 31st, 2013 06:55 pm (UTC)
ну, каждый решает свою судьбу сам... если, конечно, не плывёт по течению... а Бродский здесь, по-моему, неудачный пример :)
hedgehoq
Nov. 1st, 2013 10:19 am (UTC)
Нет, классики всегда удачные примеры.
Вот к чему я:
"Промолчи - попадешь в богачи!
Промолчи, промолчи, промолчи!

И не веря ни сердцу, ни разуму,
Для надежности спрятав глаза,
Сколько раз мы молчали по-разному,
Но не против, конечно, а за!
Где теперь крикуны и печальники?
Отшумели и сгинули смолоду...
А молчальники вышли в начальники,
Потому что молчание - золото. "
Ну, т.е. не я конечно, а классик...

Edited at 2013-11-01 10:21 am (UTC)
pan_ikota
Nov. 1st, 2013 10:33 am (UTC)
против Бродского ставлю Бунина, Тарковского и Солженицына... кстати, Бродский, по-моему, не хотел уезжать :)
hedgehoq
Nov. 1st, 2013 01:20 pm (UTC)
Солженицын - "Архипелаг ГУЛАГ", "Один день Ивана Денисовича"...
Тарковский - фильм "Ностальгия", между прочим, итальянский фильм, похоронен кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа...
Бунин - "Деревня", "Окаянные дни"... Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа
pan_ikota
Nov. 1st, 2013 01:27 pm (UTC)
но никто из них не хотел никуда уезжать... и они всегда любили свою родину, несмотря ни на что :) они тоже все мазохисты? :)))))))))))
hedgehoq
Nov. 1st, 2013 01:43 pm (UTC)
Ага, и Вова, Ленин, он тоже сьездил в ссылку, в Швейцарию. А по сути вопроса, как бы вики говорит так (цитата): "Мазохизм — склонность получать удовольствие, испытывая унижения, насилие или мучения". Заметьте, не я это сказал. И потом, кто из них не хотел? Те кто не хотел похоронены или на Ваганьковском, или на Колыме...
pan_ikota
Nov. 1st, 2013 01:49 pm (UTC)
никто не хотел... но пришлось :( в смысле - уезжать...

Edited at 2013-11-01 01:51 pm (UTC)
hedgehoq
Nov. 1st, 2013 02:29 pm (UTC)
Правильно, это был их добровольно-принудительный выбор, или головой об стену или...
pan_ikota
Nov. 1st, 2013 07:21 pm (UTC)
предлагаю на этом завершить эту дискуссию... ибо к общему знаменателю, боюсь, мы не придём... что, впрочем, не помешает нам общаться дальше... надеюсь :)
hedgehoq
Nov. 2nd, 2013 07:25 am (UTC)
Да, решил именно это и сделать. А про разность взглядов на проблему - это только к лучшему. Мне всегда интересно, что думаю другие и почему, даже если это не совпадает с моим мнением. Т.к., очень возможно, что я и не прав.
pan_ikota
Nov. 2nd, 2013 07:32 am (UTC)
солидарен :)
pan_ikota
Nov. 1st, 2013 10:36 am (UTC)
а кто говорит молчать? говорить надо, а ещё лучше - делать... но уж никак не бросать всё и бежать...
hedgehoq
Nov. 1st, 2013 01:25 pm (UTC)
Когда то, лет... много назад, я был молодым, но не сильно дурным, хотя и это есть во мне... И хотя, даже, тогда я слабо верил, что это все можно изменить, но пытался, боролся, доказывал... "А молчальники вышли в начальники..."
Своей головой пробивать бетонную стену можно, но вот, с возрастом я понял, - без меня, я уж лучше на бережочке посижу, и со стороны посмотрю.
Ну, не люблю я войну, и все. В ней не бывает победителей... И уж точно, это буду не я.
pan_ikota
Nov. 1st, 2013 01:47 pm (UTC)
это тоже вариант :) но вопрос в другом... если бы те же Солженицын, Бунин, Тарковский и иже с ними родились в другой стране, не исключено - и даже наверняка они никогда не стали бы теми, кто они есть... да, им было непросто, приходилось бороться со строем, с системой и просто с дураками... но они всегда были благодарны этой земле, культуре и традициям, которые и сделали из них настоящие и мощные личности... сохраняли свою идентичность... и несли эту культуру и традиции в мир... несмотря ни на что...
hedgehoq
Nov. 1st, 2013 02:28 pm (UTC)
Да, я даже уверен, что могли бы и не стать столпами, но вот давайте ответим себе на один простой вопрос:
- вы выбираете стать столпом и изгоем, в вечном гонении, или слегка обрюзгшим, но довольным и всем обеспеченным?

Можете тут не отвечать, это вопрос риторический. Да, я бы выбрал второй вариант.
( 33 comments — Leave a comment )

Profile

iggi
pan_ikota
Самуил Эдмундович Шмулевич-Хреновский

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com